7 законов симпатии

Социальные психологи давно искали ответ на вопрос, почему люди нравятся друг другу. И в целом им это удалось. Возникновение привлекательности одного человека для другого ученые называют аттракцией. Научные исследования позволили психологам открыть ряд законов формирования аттракции или иными словами найти определенные закономерности возникновения симпатии. Давайте с ними познакомимся.

Первый закон, который называют эффектом близости, заключается в том, что чем чаще мы встречаемся и взаимодействуем с людьми, тем больше мы склонны оценивать их положительно. Этот эффект еще называют эффектом простого нахождения в поле зрения. В кого влюбляются старшеклассники? Чаще всего либо в одноклассников, либо в «ребят из нашего двора». В общем, в тех, с кем они видятся каждый день. А студенты? Либо в однокурсников, либо в соседей по общежитию. Так проявляется эффект близости.

Вторым законом аттракции является сходство и взаимодополнительность. Он утверждает, что нам больше нравятся люди, которые имеют схожие с нами взгляды, убеждения, интересы, увлечения, темперамент, черты характера и пр. Что же касается симпатии, основанной на взаимодополнительности противоположностей, то она в жизни встречается редко. Единственное исключение из данного утверждения – это половые различия. Здесь как раз и срабатывает закон взаимодополнительности (и то не для всех, если учитывать гомосексуальные отношения).

Третий закон — теория взаимной симпатии — утверждает, что в целом нам нравятся те, кто ведет себя так, как если бы мы нравились им. Иными словами, нам нравятся те, кому нравимся мы. Этот закон является одним из главных факторов, определяющих межличностную аттракцию. Вспомните, было ли у Вас такое, что Вы, узнав о том, что кому-то нравитесь, сразу же начинали симпатизировать этому человеку. Думаю, что было.

Четвёртый закон обусловлен широким распространением стереотипа «То, что красиво, то и хорошо», который показывает, что люди считают, будто внешняя привлекательность ассоциируется с другими ценными человеческими качествами. На этом стереотипе базируется современная бьюти-индустрия. Вопрос внешней привлекательности волнует как женщин, так и мужчин. В наше время особенно актуальной стала фраза Оскара Уайльда о том, что «только ограниченные люди не придают значения внешнему облику».

Пятый закон. Аттракцию можно так же объяснить теорией социального обмена, которая утверждает, что восприятие людьми своих взаимоотношений зависит от того, какие в их понимании награды сулят им эти отношения и какие затраты влекут за собой. Люди стремятся к вознаграждающим отношениям. И в соответствии с теорией социального обмена, если один человек хочет понравиться другому человеку, он должен давать ему определенные социальные вознаграждения. Это могут быть комплименты, сочувствие, подарки, знаки внимания и т.д.

Шестой закон. Согласно следующей закономерности, а именно положительной ассоциативности, человек всегда стремится к тому, кто вызывает (или вызывал) у него положительные эмоции. И в свою очередь, старается избегать того, кто вызывает (или вызывал) отрицательные. Таким образом, нам нравятся люди, которые ассоциируются с чем-то положительным: радостью, весельем, успехом, добротой, счастьем и т.д.

И наконец, есть еще один, седьмой закон, возникновения аттракции, который пока еще не описан в классических учебниках по социальной психологии и который еще только предстоит изучить официальной науке. Тем не менее, я считаю его одним из важнейших феноменов искусства нравиться людям. Этот закон можно сформулировать так: «Некоторые люди обладают специфическим качеством притягивать к себе симпатии других людей. Это качество называется внутренним магнетизмом». Кто-то называет его личностной притягательностью, кто-то обаянием, кто-то шармом. Думаю, что Вы поняли, что это нечто невидимое и неуловимое, что заставляет людей притягиваться к тому, кто этим обладает.

По материалам С. Лубянской

Share

Помечены: Метки