Как составить бизнес-план?

Если вы собрались организовать новый бизнес, либо вы собираетесь обратиться в банк за получением кредита на развитие уже существующего бизнеса, или вы решили найти инвестора для вашего бизнеса, вы наверняка задумывались, что нужен бизнес-план, а также наверняка вы думали, как его писать.

Бизнес-план — это своего рода карта вашего бизнеса или проекта. Он должен рассказать подробно, что представляет из себя ваш бизнес, и к каким результатам он вас приведет. 

Бизнес-план — это не формальность для начала бизнеса. Бизнес-план — это основной элемент развития успешного бизнеса. Он дает целостную картину о том, где существует ваш бизнес, это путеводитель бизнеса к успеху, с учетом доступности ресурсов.

Казалось бы, все просто: план он и есть план. Документ, в котором написано, как строить и осуществлять данный бизнес, кто вовлечен, кто за что отвечает, как связаны между собой отдельные задачи, и какие сроки. Классика.

Однако, не все так просто. Бизнес-план документ особый. И с точки зрения его написания, и с точки зрения его дальнейшего использования.

Что такое бизнес-план?

Бизнес-план, – многогранный документ, описывающий:

ваш бизнес, например в интернете, 
план по его созданию или развития,
план существования компании и ее поведения во времени (1,5,10 лет) и в зависимости от разных факторов.

Почему он многогранный?

Потому что он описывает ваш бизнес с разных сторон. Потому что им пользуется несколько групп совершенно разных заинтересованных сторон.

Какая у него цель? – у него много целей. Для каждого – своя. Именно поэтому он такой многогранный.

Кто пользуется бизнес-планом?

В первую очередь вы сами. Это — план вашего бизнеса. Его вы пишете для себя, чтобы помнить и знать, как и что вы должны сделать. Это нужно не только чтобы не забыть (хотя и это полезно), но для того, чтобы самому анализировать, проводить с ним упражнения «что-если», а еще для того, чтобы своим будущим подчиненным доносить вашу стратегию и задачи не только в устной форме.

Чтоб привлечь спонсоров — нужен бизнес-план. Спонсоры, инвесторы: те, кто вкладывают в ваш бизнес свои ресурсы (деньги, капитал, прочее), должны отчетливо понимать, во что именно они вкладывают. Им важны не только цифры и сроки возврата, дохода и прибыли. Им нужно понимать, что ваш бизнес и вы – достойное вложение, с понятным будущим, ясным видением, с определенными рисками (без этого никуда, но важен уровень рисков), и что у вас (в бизнес-плане) достаточно материала, аргументов, четких задач как добиться успеха, а акционерам получить свое: дивиденды, прибыль и прочее.

Менеджеры. Ваши подчиненные, которые отвечают за соответствующие направления бизнеса. Директоры, вице- президенты, начальники отделов – их должности определяются размером вашей компании (бизнеса), но суть одна: они наемные менеджеры, управленцы, которые должны обеспечить выполнение бизнес-плана так, как это намечено. Или же оперативно и умело действовать в условиях меняющегося окружения так, чтобы бизнес несмотря ни на что работал и выполнял свои цели.

Подчиненные, сотрудники. Конечно, это не лучший тон, когда они читают текст всего бизнес-плана «как есть», – им нужно правильно «переводить» и доносить только нужные им составляющие. И тем не менее, они тоже могут и должны получать информацию из бизнес-плана и косвенно, но пользоваться им. Ведь они работают на вас и на ваш бизнес, значит должны выполнять все то, что помогает бизнесу быть и получать нужный (вам, акционерам, инвесторам и др.) результат.

Как писать бизнес-план?

Бизнес-план один из немногих документов, которые пишутся по «пирамидальному» принципу. Сверху вниз. Каждый нижний слой описывает детали верхнего все подробнее.

Вверху пирамиды – Пояснительная записка. 1-2 страницы, прочитав которые достаточно, чтобы понять зачем существует (или создается) ваша компания, что она делает, на каком рынке, какие проблемы клиента решает, какой продукт и сколько денег она будет приносить.

Следующий «слой» пирамиды более детальный. Обычно это от нескольких до пары десятков станиц. Здесь более подробные ответы на вопросы о цели (целях) компании, о ее миссии, видении, стратегии, финансовом прогнозе и бизнес-модели.

Далее –  отдельная глава (главы) о рынке, отдельная – о маркетинговых задачах и плане их выполнения, отдельная – о продажах (стратегия и тактика, ответственные, ресурсы, требования, задачи и так далее), о производстве, о продуктах, о финансах и прочее.

Миссия, например, раскрывается в главах об анализе рынка, о маркетинговой стратегии, о продукте, о маркетинге продукта, о коммуникации с клиентом.

Видение – в производственных главах, о продукте, об имидже компании и продукта, и др.

Цель раскрывается во всех главах, – все задачи направлены на достижение цели вашего бизнеса. 

Большие бизнес-планы могут насчитывать сотни страниц, и иметь 3-4 и даже 5 слоев изложения. Но в среднем и малом бизнесе это скорее исключение. Нормальный объем – это 40-100 страниц. Все, что вы хотите написать в больших подробностях лучше выносить в приложения.

Важно помнить: не стоит сразу писать все и подробно. Это план, но это не абсолютный документ, который никогда не изменится. В жизни бывает всякое: ваши предположения о каких-то вещах могут не сработать, рынок может измениться, случатся какие-то риски, – все это поводы для анализа и возможного пересмотра вашего бизнес-плана. Поэтому готовьтесь его переписывать, по крайней мере, частями. Согласитесь, будет не очень эффективно переписывать десятки и сотни страниц.

Иногда встречаются и не «пирамидальные» бизнес-планы. Тем не менее, это хороший тон создавать документ так, чтобы разные читатели быстро и просто находили ответы на те вопросы, которые их волнуют.

Каждый читатель должен найти свой контент в нужной части документа с нужной для его задач степенью изложения материала (подробностью- детальностью).

До того, как Вы начнете разрабатывать бизнес-план своего, например, интернет-проекта самое время себя еще раз спросить:

Чего Вы на самом деле хотите?
Почему Вы решили строить свой бизнес в Интернете?
Что Вы собираетесь продвигать, предлагать?
Кому Вы это собираетесь предлагать?
Как Вы собираетесь это сделать?
Какие сроки для этого Вы определяете?

Как правильно применять бизнес-план?

Бизнес-план — важный документ. Он содержит много информации, которая была бы интересна вашим врагам и конкурентам. На бизнес план должна распространяться ваша коммерческая тайна. Не нужно его рассылать по компании. Не нужно давать всем, кто попросит. Но и хранить в сейфе за семью печатями его не стоит.

Бизнес план, – это план, по которому работаете вы и ваши подчиненные, менеджеры компании. Это – ваш настольный документ, с которым вы сверяетесь регулярно. Вы выполняете, анализируете, сопоставляете, корректируете, снова выполняете…

И еще. Помните, что не все в вашей компании и в ее окружении умеют понимать язык, на котором написан этот документ. Деловой, серьезный, бизнес-язык. Помните, что есть ряд аудиторий, для которых бизнес-план должен быть правильно «переведен» и правильно транслирован. Вы и ваши починенные-менеджеры должны правильно доносить до исполнителей (с учетом многих факторов и, в первую очередь, языка и интересов сотрудников) содержание бизнес-плана (его цели и их роль). 

Планирование это очень важный, основополагающий процесс ведения бизнеса, и не важно на какой стадии находится ваш бизнес. Желаю Вам успешного планирования в достижении бизнес-целей. 

Share

Помечены: Метки