Как заставить себя и других делать неприятную работу

Работа, не возбуждающая трудового энтузиазма, — например, с документами, цифрами, ПО — занимает порой около половины рабочего дня менеджера. И лишь немногие умеют эффективно мотивировать себя на ее выполнение и бороться с синдромом откладывания.

Комфортное рабочее место, свободный график, возможность вкусно поесть и крепко поспать в офисе — после любви к дизайну это основные способы мотивации сотрудников Студии Артемия Лебедева. Такая атмосфера стимулирует даже на рутинную работу, утверждает Лебедев.
«Огромное удовольствие доставляет мне вычеркивание дел из длинного списка, который я составил с утра», — говорит Павел Евсеев, генеральный директор компании GSC. Это один из самых мощных стимулов, признался он.

Зачастую приходится заниматься нудными делами — например, писать клиентам письма с предложениями, читать юридические договоры об аренде помещения, разбирать бумаги на столе. Иногда легче подступиться к неприятной работе, если разбить ее на части и начать выполнять поэтапно.

Московский предприниматель мечтал открыть собственный мясо-молочный заводик под Тулой, но ему было тяжело заставить себя пройти через начальный подготовительный этап, который требовал рутинной работы и малоприятного общения с местными чиновниками. Дело сдвинулось с мертвой точки, только после того как бизнесмен написал список первостепенных шагов:

найти производственную площадку, заброшенный завод (которых в этом регионе множество) для строительства своего производства;
составить бизнес-план, который понравится чиновникам в администрации области, отвечающим за развитие предпринимательства в регионе;
найти потенциальных партнеров, познакомиться с топ-менеджерами местных производственных компаний, связи с которыми пригодятся для бизнеса;
появиться и выступить на двух-трех общественно-политических мероприятиях, праздниках, проводимых в области.
В идеале у наемного менеджера должно быть не меньше семи эффективных способов самомотивации, считает директор центра «Команда» Григорий Крамской. По его мнению, приступить к трудному или неинтересному проекту и довести его до конца помогают следующие стимулы:

преодоление трудностей;
возможность доказать свой профессионализм или попробовать себя в чем-то новом;
надежда на материальное вознаграждение;
мысли о том, ради чего приходится соглашаться на неинтересную работу, — о семье, любимых людях, материальной независимости, карьерном росте.
Умение мотивировать подчиненных к работе, которая им активно не нравится, — не лишний навык для менеджера. «Когда я поручаю сотруднику сделать что-то новое или не относящееся к его прямым обязанностям, я не жалею времени на объяснения», — рассказал директор по маркетингу фармацевтической компании «Торрент» Максим Запольский. Например, если надо попросить сейлз-менеджера написать аналитический отчет по региону, Запольский формулирует задание так: «Я понимаю, тебе непривычно это делать, но ты лучше всех знаешь тему. Тем более для карьерного роста тебе надо потренироваться в аналитике». По мнению Запольского, обсудить стоит не только личный интерес исполнителя, но и зачем эту работу надо делать вообще.

«Когда сотрудник, что называется «забуксовал», — говорит начальник управления по работе с персоналом РосЕвроБанка Дмитрий Ридигер, — порученное задание я разбиваю на несколько последовательных задач». От выполнения более простых заданий увильнуть сложнее. «Любые отговорки пресекаю тем, что с самого начала предупреждаю: ко мне надо приходить не с проблемами, а уже с продуманными вариантами их решения», — пояснил он. В этом случае человек выходит из роли «я — хороший, но мне мешают обстоятельства», и это стимулирует его умение преодолевать трудности.

Артемий Лебедев убежден: установка руководителя на то, чтобы каждый день создавались шедевры, снижает мотивацию у подчиненных. Когда он формулирует задачу сотрудникам, он не завышает планку, и они не становятся заложниками качества. Кстати, при таком подходе производительность труда повышается и шедевры рождаются гораздо чаще.

Полезные советы
Малоприятную или сложную работу надо планировать на первую половину дня (на 9 — 12 ч). Вслед за этим нужно заняться тем, что приносит удовольствие. Это лучшее средство борьбы с синдромом откладывания.

Чтобы меньше уставать, надо жить по графику «три тройки плюс один». 30% рабочего времени стоит тратить собственно на работу, 30% — на обучение чему-то новому, 30% — на отдых и 10% — на переход от одного занятия к другому.

Рутинную работу надо чередовать с более приятными видами деятельности. Она требует меньших мысленных усилий, так что стоит относиться к ней как к своеобразной передышке.

Привычка подолгу расслабляться без отрыва от рабочего места сильно расхолаживает и ломает сложившуюся систему мотиваций. Если в работе образовалось «окно», надо отойти от рабочего стола — поговорить с коллегами, прогуляться до кафе.

Стоит протестировать подчиненных по профессионально-личностному вопроснику, который выявляет склонность к рутинной или аналитической работе, умение противостоять цейтноту, навыки продаж, выступлений.

Share

Помечены: Метки