Большое разнообразие форм человеческого общения можно в значительной степени систематизировать с помощью всего лишь пяти моделей общения: познавательной, убеждающей, экспрессивной, суггестивной и ритуальной. Знание этих моделей общения позволяет не только программировать собственные коммуникативные действия в общении, но и разработать прогноз ответных действий своего партнера по общению. Профессиональная компетентность менеджера проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей. Остановимся более подробно на содержании каждой из них.
Для понимания специфических особенностей коммуникативной деятельности важное значение имеет моделирование поведения субъектов общения в тех или иных коммуникативных ситуациях. Под «моделью» при этом понимается система параметров или знаков, воспроизводящих существенные свойства оригинала.
Существуют следующие основные модели общения:
в познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для другого субъекта общения;
в убеждающей модели общения через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга;
в экспрессивной модели общения реализуется цель передачи чувства, оценки, состояния друг другу;
в суггестивной модели общения реализуется цель оказания внушения или внушающего воздействия;
в ритуальной модели общения реализуется задача формирования системы психологической поддержки норм отношений.
Профессиональная компетентность руководителя проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей.
Остановимся более подробно на содержании моделей общения.
1. Познавательная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;
б) при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности партнеров по общению, их интеллектуальные способности и установки на общение;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
отчет о деятельности;
сообщение о результатах деятельности;
информация о принципах понимания или путях решения проблемы;
общение по результатам изученных первоисточников информации;
информационно-аналитическое выступление;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
концентрация внимания на предмете информирования;
рационализация изложения материала;
логически безупречная аргументация;
доказательность всех выдвигаемых положений;
подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.
2. Убеждающая модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;
б) при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
торжественная речь;
поздравление;
напутствие;
комплимент;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
опора на эмоциональный настрой партнера;
учет контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому;
эмоциональное отношение к предмету общения.
3. Экспрессивная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);
б) при этом вам необходимо задействовать: опору на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;
мотивированный призыв;
анализ возможных последствий;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
краткость изложения;
ситуативная обусловленность;
яркость жестикулирования;
демонстративный характер поз;
интонирование голосом;
аффектация и акцентация;
фасцинации при помощи художественного подкрепления.
4. Суггестивная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности;
б) при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
внушение через мотивационную сферу сознания;
внушение через идентификацию;
внушение через ссылки на авторитет;
внушение через персонификацию;
внушение через предупреждение;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;
постоянное разъяснение внушаемых установок;
формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;
интонационная стимуляция внушаемой информации;
дистанционное управление эмоциональным напряжением и т. д.
5. Ритуальная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;
б) при этом вам необходимо задействовать: художественно оформленную среду, канонизацию действий и концентрацию внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одновременно);
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
ритуальные акты;
церемонии;
обряды;
обрядовые комплексы;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;
предварительное заключение конвенции о порядке ритуала;
концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;
театрализация коммуникативного поведения.
Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчерпывают их многообразие. Да и показать все многообразие не представляется возможным в рамках данной публикации. Задача была более скромной, и она содержит в себе две части: во-первых, представить общение в системной характеристике и показать возможности его модификации от конкретных факторов; во-вторых, показать возможные подходы к моделированию собственной коммуникативной деятельности. В представленных моделях сделан акцент на коммуникативно-ролевые действия партнеров по общению. Такой акцент необходим для руководителя, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, для самопрограммирования собственного коммуникативного действия в общении. Во-вторых, для разработки прогноза ответных действий своего партнера по общению. Психологический и социальный прогноз коммуникативных действий партнера по общению опирается не только на модели общения, но и на глубокое знание психотипов людей.
Борис Мастеров