Вам не хватает эмоционального интеллекта?

Суть проблемы такова: те, кому больше всего нужно развивать качество эмоционального интеллекта, меньше всего отдают себе в этом отчет.

Научные факты неоспоримо свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект — главное, что отличает лучших из лучших от всех остальных. Однако среди нас есть те, кто совсем не стремится обладать этим важным качеством — или вспоминает о нем слишком поздно.

Прочтите первые сигналы того, что вам нужно поработать над своим эмоциональным интеллектом:

    Вам часто кажется, что окружающие не понимают того, что вы хотите им сказать, и это вызывает у вас раздражение и фрустрацию.

    Вас удивляет, когда ваши слова или шутки задевают окружающих, вам кажется, что они реагируют излишне эмоционально.

    Вы считаете, что не так уж важно, любят вас на работе или нет.

    Вы спешите вставить в разговор свое мнение и защищаете его с большим рвением.

    Вы предъявляете к другим такие же высокие требования, как и к себе.

    Вы считаете, что в большинстве проблем вашей команды виноваты другие.

    Вас раздражает, когда окружающие ожидают от вас, что вы будете разбираться в их чувствах.

Итак, что делать, если вы узнали в этом описании себя?

Предлагаю стратегию из четырех шагов.

Попросите об обратной связи.

Невозможно решить проблему, о которой вы не знаете. Важнейшая составляющая эмоционального интеллекта — умение взглянуть на себя со стороны или способность отдавать себе отчет в своих действиях. Не так уж важно, опросите ли вы всех, кто имеет с вами дело на работе, или лишь некоторых. В любом случае это ключевой шаг к тому, чтобы понять, что вы делаете и чего не делаете. И не пытайтесь просто найти оправдание своему поведению. Этим вы только сводите все свои усилия на нет. Наоборот, прислушайтесь к обратной связи, постарайтесь получше ее понять и усвоить.

Помните о зазоре между вашими намерениями и реальным воздействием ваших слов. Люди с малоразвитым эмоциональным интеллектом часто недооценивают отрицательное влияние, которое их слова и поступки оказывают на окружающих. Они игнорируют разницу между тем, что они имеют в виду, и сообщением, которое на самом деле слышат окружающие.

Несколько частых примеров того, что говорит недостаточно чуткий человек, и того смысла, который слышат окружающие.

  • Вы говорите: «В конце концов самое главное — это сделать дело».
  • Они слышат: «Все, что меня волнует, — это результаты, и, если по мере их достижения мы кого-то обидим, ничего не поделаешь».
  • Вы говорите: «Если это могу понять я, это может понять кто угодно».
  • Они слышат: «Вы слишком глупы, чтобы это понять».
  • Вы говорите: «Не вижу, из-за чего весь сыр-бор».
  • Они слышат: «Меня не волнуют ваши чувства».

Независимо от того, что вы на самом деле хотите сказать, задумайтесь о том, как ваши слова повлияют на окружающих. Вам действительно хочется, чтобы они почувствовали себя именно так?

Высокий уровень эмоционального интеллекта — это умение делать правильный выбор в разных ситуациях, а не просто следовать своим рефлексам. Например, один мой знакомый часто перебивал других людей и затыкал им рот, не давая изложить свою идею до конца. Это поведение было вызвано тем, что он боялся потерять время и контроль над ситуацией. Чтобы изменить положение, он стал стараться сначала выдержать паузу и лишь потом реагировать.

Есть два вида паузы:

1 Вид. Время, чтобы прислушаться к себе. Когда в момент обсуждения мой знакомый начинал проявлять нетерпение и раздражаться, часто он чувствовал, как у него сжимаются челюсти и спирает дыхание. Когда он стал обращать внимание на эти симтомы, он научился останавливаться и напоминать себе о своем страхе упустить контроль. В результате, вместо того чтобы по привычке срываться, он смог принимать более взвешенные решения о своей реакции.

2 Вид. Время, чтобы прислушаться к окружающим. Слушать — означает помочь другим почувствовать, что вы их понимаете (даже если вы при этом с ними не согласны). Это не то же самое, что молчать. Это значит дать другим высказать свою мысль, прежде чем встревать со своей.

Влезьте в обе шкуры. Для развития эмпатии (ключевого компонента эмоционального интеллекта) вам часто предлагают «почувствовать себя в чужой шкуре», но и своими чувствами пренебрегать не стоит.

Вам нужно надеть на себя «обе шкуры» — отдавать себе отчет как в своих, так и в чужих целях и планах, видеть ситуацию с обеих сторон. Раньше подход моего знакомого был таков: «Вот что мне нужно». Теперь он сменил его на «Вот мои заботы, и ваши цели и потребности я тоже слышу. Давайте разработаем план, принимая во внимание позиции обеих сторон».

Подведем итоги. Развитие эмоционального интеллекта требует упорства, дисциплинированности и четкого понимания важности этого дела. Однако со временем вы обнаружите, что результаты намного превосходят все усилия, которые вам пришлось приложить для их достижения. Удачи.

Не знаете с чего начать? Записывайтесь на бесплатную Консультацию Игоря Иванилова: Заполните Анкету

Мои контакты Skype — iivanilov
iiy@yandex.ru

Share

Помечены: Метки